Егоров Валерий Сергеевич


Егоров Валерий Сергеевич


22.03.1940 – 11.07.1998
Живописец

Родился в г. Коврове Владимирской области.
Окончил:

— Мстёрскую художественную школу промысловой кооперации (1959)

Член Союза художников России (1971)
Заслуженный художник РФ (1995)
Лауреат обл. премии в области культуры, искусства и литературы (1994)

Представитель владимирской живописной школы. Изысканная цветовая гамма, лирическое настроение и душа художника, живущая в каждом произведении – вот что отличает творчество этого мастера. Один из характерных мотивов творчества — красные крыши сельских домов.
Основными темами пейзажей художника являлась жизнь и быт русской провинции: Владимира, Мстеры, Суздаля, Юрьевца на Волге. В них выражена простая и естественная радость человека от общения с природой, наслаждение ее красотой.

Сила большого искусства.
    Неумолимо бежит время. Прошло уже много лет, как художника нет с нами. Но жива память, живы   работы, в которых заключена частичка его души, значит,  жив и их автор.  
   Первое признание пришло к Валерию Егорову  в 1959 году. Его картина  «Мстера», которая  экспонировалась на Всесоюзной выставке самодеятельных художников,  принесла ему премию: этюдник, мольберт и зонт. Это был успех, который ошеломил  девятнадцатилетнего художника и определил  весь его дальнейший творческий путь.  «Мстера» была    посвящена  всем      художникам  и мастерам, которые  помогли ему, ещё  подростку, учащемуся мстерской художественной школы,  не только развить талант, но и  зало¬жить основы верного и истового служения  искусству.
    Валерий Егоров  родился в Коврове, в сороковом году.  Во  время войны  семья переехала в Юрьевец на  Волге. Небольшой городок, просторы великой русской реки стали для  мальчишки  настоящей  вселенной  разно¬образнейших эмоций. Волжская ширь, протяжные гудки белых пароходов, серые чайки на крыле высокой волны и печально зовущий за собой клин журавлей в холодно-голубом осеннем поднебесье.  Все  это –   Волга,  и она навсегда оставила след в  сердце мальчишки.
     В конце сороковых семья Егоро¬вых вернулась в Ковров. Валерий вспоминал, что уже в десятилетнем возрасте  он ощущал необъяснимое же¬лание выразить свои чувства на бумаге с помощью  кисти, что познакомился  с парнишкой – Витькой,  который умел рисовать так хорошо, что  ему соседи даже заказывали картины.  И это было для Валеры чудом.  Сам он  любил черчение.    А Витька говорил: «Если тебе нравится черчение, значит, ты сможешь и рисовать, давай рисуй», –  и звал его на этюды.
   Так и пошло, собирается утром Валера, буд¬то в школу  с портфелем, а сам с Витей — на этюды. Прогуливал уроки, было,  а после семилетки решил в Ивановское художественное училище поступать.  Но родители в Иваново не пустили:  «Там чужой город, там шпана. Лучше во Мстеру поезжай, там хоть родствен¬ники есть».
   Так Валерий оказался во Мстере.     Пришел в художественную школу, посмотрел шкатулки — и обмер. Ничего подобного прежде  не видел. Шкатулки его поразили, он не знал, что есть такое письмо и что он может этому письму научиться…     В 1959 году он с отличием закончил художественную школу, через год вернулся в родной Ковров. Там стал заниматься живописью. Но в  память о годах учебы во Мстере в семье  Валерия Егорова  по сей день хранится  его работа – шкатулка, выполненная по мотивам  пушкинских «Бе¬сов».
     В 1960 году Валерий Егоров переехал во Владимир. Атмосфера владимирского искусства в те годы  была совершенно уникальной – здесь царил дух творческого поиска, большого эксперимента, соревновательности. Объединенная общей целью, во Владимире   работала группа художников-единомышленников,  решавших большие новаторские  задачи в искусстве.  На владимирской  земле рождалась новая живопись — жизнеутверждающая, свежая, неформальная, получившая в дальнейшем самую широкую  известность.
   Молодой художник быстро  вошел  в круг молодежи, рядом со старшими товарищами  включившейся   в цветовые поиски и эксперименты.  Наступило время напряженной  работы. Валерию хотелось  много сделать, познать, постичь.   В эти годы он активно  ведет поиски своего творческого лица,  участвует во многих серьезных российских и зарубежных выставках. В 1967г. Валерий Егоров становится   членом Союза художников СССР.  
    Во владимирском искусстве Валерий Егоров был одним из тех художников, кто  писал работы, где фигуры людей являлись не просто красивым дополнением, стаффажем.   Персонажи в  его произведениях выходили на первый план,   были главными героями — они занимались своими будничными делами, хлопотами, жили повседневной жизнью.
   В одном из интервью Валерий Егоров говорил:  «Я считаю важным писать так, чтобы природа и чело¬век на моем холсте были равнознач¬ными героями. Нужно одинаково хоро¬шо знать природу села и природу человека, писать их, не умаляя достоинства ни того, ни другого.  Для этого нужно много. Я об этом думаю всегда. И когда иду по улице, и когда обедаю, и даже когда делаю какие-то второстепенные дела. В таком напря¬женном состоянии сюжеты работ, бывает, даже снятся».
     В среде владимирских художников безусловным творческим лидером был Владимир  Юкин.  Для Егорова этот удивительный человек и большой художник был непререкаемым авторитетом. «Владимир Яковлевич Юкин – личность неординарная, че¬ловек, непохожий на других, он многое дал мне в понима¬нии жизни и живописи» — говорил художник.  
   Есть у Валерия Егорова работа, посвященная Юкину, это «Автопортрет с порт¬ретом  Юкина». На холсте —   две фигуры.   На первом плане художник изобразил себя. Он сидит и смотрит прямо на нас. В фигуре, во взгляде,  в руках художника чувствуется напряжение. Он находится в поисках, в терзаниях, но  взгляд его полон решительности.
   Несмотря на то, что художник изобразил себя на первом плане, прямо у кромки холста,  все же он находится в тени фигуры сидящего сзади него  за столом  Юкина. В фигуре  Юкина прекрасно схвачена  пластика,  характерная поза,  взгляд.    Думается, этим двойным портретом Егоров хотел нам сказать многое о себе, о непростом постижении   искусства, о  значимости личности Юкина во владимирском искусстве.  
     Глядя на эту картину, почему-то, всплывают в памяти слова московского художника  Г.Мызникова, сказанные в 1970 году:   «Когда бываешь на выставках владимирских художников, проскальзывает мысль, что большинство ваших художников – юкинята.   Все они находятся в тени большого дерева по имени  Владимир Яковлевич Юкин.  А это  и легко и очень трудно. Не каждому дано  выйти на собственный путь, найти себя».
  Валерий  Егоров нашел себя в искусстве, нашел собственный путь, собственный почерк.    Всю жизнь художник был предан любимой теме –  пейзажу русской провинции. В пейзажах художника  выражена простая и естественная радость человека от общения с природой, наслаждение ее красотой. Произведения Валерия Егорова обладают той чудотворной силой настоящего искусства, высокой  степенью живописного благородства, которая духовно обогащает, делая нашу жизнь  красивее, совершеннее.
  Имя этого автора вошло в когорту замечательных владимирских мастеров, принадлежащих своей кистью к широко известной  художественной школе, получившей название «Владимирский пейзаж». Произведения Егорова находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи ( картина «Праздник в Юрьевце на Волге»), многих региональных музеях страны,  частных собраниях в нашей стране и за рубежом.
Н.Севастьянова – научный сотрудник ВСМЗ

There are no products to list in this category.

Need an advice?

If it is hard for you to decide what to choose or purchase, write us a letter

Ask a question

Nothing found?

If you can't find what you're looking for, try to use this simple search form

New arrivals 2020

New Year's update of the assortment is already here, on our website!

Learn more